Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом при изучении модуля ОПК

Педагогический проект

Автор проекта: Денисов Александр Михайлович, методист МАОУ СОШ №73

  1. Обоснование необходимости инновационного проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального и основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе, и к метапредметным,  включая  в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения различных стилей и жанров» [1, с.8]. Отмечается, что «в результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов…» [2, 25].

Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.

Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

С 2012-2013 учебного года в школах Российской Федерации введен новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКЭ), содержащий 6 различных модулей (в том числе, модуль «Основы православной культуры»). В силу «молодости» курса существует противоречие между необходимостью получения данной группы метапредметных результатов (смысловое чтение) и недостаточной разработанностью предметных методик различных модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», ориентированных на освоение читательских умений.

Между тем, количество учащихся 4-5 классов, изучающих модуль «Основы православной культуры», в школах г. Челябинска за три года возросло с 13 до 22,5% (в МАОУ СОШ №73 – более 30%).

Становится актуальным разработка педагогических проектов, направленных на решение возникших противоречий. При разработке таких проектов необходимо учитывать следующие особенности модуля «Основы православной культуры»:

  • не определен «круг чтения» в данной учебной дисциплине (перечень текстов, рекомендуемых для чтения и изучения);
  • закономерно (это обусловлено спецификой содержания модуля) возникновение необходимости знакомства учащихся с религиозными православными текстами (Евангелие, молитвы, жития святых, малые жанры церковной поэзии и др.), их изучения ими. Специфика работы с религиозными текстами в школе (в частности, учащихся 4-5 классов) не исследована.

Предлагаемый проект «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом при изучении модуля «Основы православной культуры» направлен на разрешение обозначенных проблем в обучении.

Проект актуален не только для педагогов, преподающих модуль ОПК, но и в целом для школы при реализации междисциплинарной программы «Смысловое чтение. Работа с текстом».

Все это говорит о полном соответствии педагогического проекта задачам освоения основной образовательной программы как начального, так и основного общего образования.

2.  Цели  и задачи проекта

Инновационные цели проекта:

  • Создание условий для формирования у обучающихся специальных читательских умений при работе с религиозными православными текстами.
  • Дидактико-методическое обеспечение процесса преподавания модуля ОПК.

Объект проекта: методика формирования группы универсальных учебных действий «смысловое чтение».

Предмет: методика формирования навыков работы с текстовой информацией у учащихся 4-5 классов на уроках модуля «Основы православной культуры».

Для реализации целей проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Расширить круг чтения обучающихся, их лексикон за счет использования на уроках произведений православной культуры;
  • Формировать положительную мотивацию школьников к чтению православных текстов путем использования технологий чтения и обращения учащихся через текст к «первосмыслам бытия»;
  • Осуществить отбор текстов, в процессе чтения которых учащиеся получат возможность приобрести навыки работы с содержащейся в них информацией (на материале модуля «Основы православной культуры»);
  • Разработать учебные задания, выполнение которых обеспечивает формирование конкретных универсальных учебных действий и способов действий, связанных с чтением, пониманием, преобразованием текстов;
  • Создать учебное пособие – рабочую тетрадь-хрестоматию;
  • Разработать методические рекомендации (учебно-методические пособия) для учителей, преподающих модуль ОПК.

 

3. Основное содержание инновационного проекта

Смысловое чтение предполагает овладение обучающимся специальных читательских умений. Эти умения объединяются в три группы:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • оценка информации.

Условия формирования читательских умений в рамках проекта

Отбор текстов

Эти умения при изучении модуля «Основы православной культуры» формируются/используются при чтении религиозных православных текстов. Данное обстоятельство требует в рамках проекта осуществить отбор соответствующих текстов. Основные критерии отбора:

  • текст должен быть создан и существовать в контексте Священного Предания Церкви;
  • характеристики текста, от которых зависит его понимание обучающимися. К наиболее важным из них относятся: содержание текста и те понятия, концепты, которые это содержание определяют; логико-смысловая структура текста (его вид, тип, фрейм); организация (формат), его читабельность (соответствие уровня трудности текста уровню знаний и умений читателя).

Создание обучающего контекста

Организация условий для чтения важно как для осмысления самого текста, так и для получения результата его осмысления – понимания. Имеет значение: организация работы учащихся (самостоятельная, парная, групповая), ожидаемый результат и форма представления результата (тип или жанр вторичного текста), использование информационных ресурсов (справочники, словари, Интернет и т.д.); полученное задание.

Известно, что развитие читательских умений требует от учащихся решения соответствующих учебных заданий. Их роль и место на уроке определяется на основе дидактической модели.

Автор проекта участвовал в апробации  технологической карты урока, разработанной специалистами Института стратегических исследований в образовании Российской Академии Образования (ИСИО РАО) Г.Л. Копотевой и И.М. Логвиновой. Это позволило в дальнейшем использовать данную дидактическую модель как основу для проектирования деятельности учителя и учащихся на уроке, исходя из целей и задач проекта. Была проведена модификация технологической карты урока, формирующего УУД.

Дидактическая модель 1

Технологическая карта урока

(модифицированный вариант, разработанный Денисовым А.М.)

Предмет _____________________

Класс ________________________

Автор УМК __________________

Тема урока __________________

Учитель _____________________

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Формируемые способы деятельности (УУД)
1. Этап урока…
     

Крайне важным является конструирование задания к тексту (формулировка задания вносится в графу «Деятельность учителя»). Учебное задание строится с учетом необходимости формирования/ использования конкретного читательского умения. Для этого используется еще одна разработанная автором модель.

Дидактическая модель 2

Технологическая карта урока,

формирующего навыки смыслового чтения и работы с текстом

(вариант, разработанный Денисовым А.М.)

Деятельность учителя

Текстовая деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Поиск информации Преобразование и интерпретация информации Оценка информации
Читательские умения
     

Создание и применение дидактических средств

Дидактико-методическое обеспечение педагогического процесса предполагает, в частности, создание и применение соответствующих дидактических средств. Наряду с учебником, сегодня в учебном процессе активно используются рабочие тетради. Основное достоинство этих дидактических пособий в том, что они позволяют проектировать учебную деятельность в соответствии с целями обучения (в нашем случае работу с текстом). Рабочая тетрадь выступает как средство управления мыслительной деятельностью и реализует основную дидактическую цель – формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

При конструировании рабочей тетради-хрестоматии возникла необходимость:

  • соотнести пособие с учебником [Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 класс. – М.: Просвещение, 2012];
  • представить разнообразные виды заданий, направленных, в первую очередь, на развитие умения работать с текстовой информацией (поиск, интерпретация, преобразование, оценка);
  • включить задания, предусматривающие работу с иллюстрациями (иконы, схемы, фотографии);
  • включить творческие задания, предусматривающие работу с информацией, содержащуюся в сети Интернет;
  • сочетать словесную и наглядную информацию, учитывая психофизические особенности младших школьников;
  • уделить внимание самостоятельной работе учащихся;
  • предложить коллективные виды работ (в паре, группе), развивающие коммуникативные УУД;
  • включить тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение) и жанров (рассказ, притча, дневниковые записи, жития святых, тропари, стихи);
  • использовать как сплошные, так и несплошные тексты (таблицы, схемы, инфографика).

Рабочая тетрадь-хрестоматия  [9] в контексте реализации проекта стала дидактическим воплощением его замысла – осуществить проектирование работы учащихся с текстовой информацией на конкретных уроках модуля «Основы православной культуры».

В состав учебного пособия вошло более 30 отобранных текстов – отрывки из Евангелия, фрагменты произведений русских писателей (И. Шмелева, В. Никифорова-Волгина, А. Пушкина, К. Ушинского, Ф. Глинки, В. Брюсова) и православных священников; фрагменты житийных и святоотеческих текстов, молитвы и тропари; краткий толковый словарь для школьника, составленный на основе церковнославянского словаря. Пониманию этих текстов, приобретению навыков смыслового чтения способствуют учебные задания, большинство из которых являются продуктивными, т.е. ориентируют детей на создание собственного образовательного продукта (высказывания в том или ином жанре, схемы, рисунка). Создаваемый учеником образовательный продукт позволяет проверить и оценить его метапредметные образовательные результаты по отношению к предмету изучения.

Для оценки эффективности использования учебного пособия и влияния его на развитие детей были проведены диагностические работы, результаты которых представлены в разделе 9.

Основные идеи проекта, отдельные разработки представлены на конференциях и профессиональных конкурсах; на педагогических мастерских для учителей города и в публикациях [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9].

Информирование о реализации и результатах проекта осуществляется через сайт творческой группы при Челябинском государственном педагогическом университете «Педагогическая мастерская: основы православной культуры».

 

4. Ресурсы

  •  Информационные. Сайт творческой группы при Челябинском государственном педагогическом университете «Педагогическая мастерская: основы православной культуры».
  • Кадровые.

—  педагоги школ города Челябинска и области, преподающие модуль «Основы православной культуры» (ОПК);

— специалисты кафедры психологии, педагогики и предметных методик ЧГПУ;

— представители Челябинской епархии (включая специалистов Кирилло-Мефодиевского просветительского центра  г. Челябинска).

  • Интеллектуальные (экспертные). К оценке эффективности проекта привлекаются специалисты, имеющие опыт разработки экспертных материалов на уровне Министерства образования и науки Челябинской области; специалисты Челябинского государственного педагогического университета.
  • Организационные. На базе ЧГПУ и Кирилло-Мефодиевского просветительского центра в конце 2011 г. организована педагогическая мастерская, где оказывается методическая поддержка учителям города и области, преподающим модуль ОПК. Один из руководителей этой мастерской – автор данного проекта. Автор и партнеры проекта имеют возможность знакомить со своими разработками  студентов факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУ (по договору).
  • Финансовые. К финансированию проекта привлечены партнеры: МАОУ СОШ №73, ЧГПУ, Челябинская епархия РПЦ.

5. Партнеры

  • Кафедра педагогики, психологии и предметных методик (ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический институт»).
  • Челябинская епархия Русской Православной Церкви.
  • МАОУ СОШ №73 г. Челябинск.

6. Целевая аудитория

  • учителя школ, преподающие модуль «Основы православной культуры» (учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»);
  • педагоги, участвующие в реализации междисциплинарной программы «Чтение. Работа  с текстом».
  • студенты Челябинского государственного педагогического университета, ведущие дополнительную подготовку к преподаванию модуля «Основы православной культуры» (факультет подготовки учителей начальных классов);
  • учащиеся 4-5 классов, выбравшие модуль «Основы православной культуры».

7. Распространение опыта работы по тематике проекта

—  на общественно-педагогическом форуме:  «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности  гражданина России» (декабрь 2012 г.);

— на Всероссийской научно-практической конференции «Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога» (май 2013 г.);

— на педагогической мастерской «Основы православной культуры» при ЧГПУ (сентябрь 2012 – апрель 2014 гг.);

— на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (сентябрь 2013 г.);

— на конкурсе учебно-методических публикаций ЧГПУ в 2013 г. и 2014 г.

— в образовательном процессе на факультете подготовки учителей начальных классов;

—  на общественно-педагогическом форуме:  «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности  гражданина России» (10 декабря 2013 г.);

— на XII Славянском научном соборе «Урал. Православие. Культура» (15 мая 2014 г.);

— на II Всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентиры современного образования в формировании личности учащегося» (ноябрь 2014 г.);

— в публикациях [4], [5], [6], [7], [8], [9]

8. Ожидаемые результаты проекта и социальные эффекты

Результаты-продукты:

  • Учебно-методические пособия для педагогов, преподающих модуль «Основы православной культуры» и студентов педагогических вузов:
  1.  В учебно-методическом пособии [4] автор проекта на основе использования ряда стратегий работы с текстом предложил разработку 9 уроков по модулю «Основы православной культуры», снабдив их подробными методическими рекомендациями; предложил методику работы с православными  иконами через малые жанры церковной поэзии (тропарь, кондак), стихотворные и евангельские тексты [4, с. 22-29], [4, с. 53-127].

Пособие на конкурсе учебно-методических публикаций Челябинского государственного педагогического университета заняло 1 место в номинации «Учебно-практическое пособие гуманитарного цикла» в 2013 г

2.   В учебно-методическом пособии [7] автор предложил на основе системно-деятельностного подхода способы проектирования уроков модуля ОПК, модифицированный вариант технологической карты урока, разработки технологических карт уроков, формирующих универсальные учебные действия. Во всех представленных в пособии разработках уроков автор предусматривает организацию работы учащихся с текстовой информацией [7, 11-74].

Пособие на конкурсе учебно-методических публикаций Челябинского государственного педагогического университета заняло 1 место в номинации «Учебно-практическое пособие гуманитарного цикла» в 2014 г.

  • Рабочая тетрадь-хрестоматия для учащихся 4-5 классов, изучающих модуль «Основы православной культуры»

Учебное пособие [8] включает выдержки из Евангелия, жития Сергия Радонежского, молитвы, стихи, фрагменты произведений отечественных писателей и священников. В конце тетради приведен краткий толковый словарь для школьника, который помогает перевести тексты молитв, на современный русский язык. Постижению текстов, приобретению навыков смыслового чтения способствуют задания, большинство из которых является продуктивными.

  • Страницы сайта «Педагогическая мастерская: Основы православной культуры», содержательное наполнение которых обеспечит методическую и информационную поддержку педагогов, даст возможность учащимся использовать дополнительную информацию об особенностях православной культуры.
  •  Модифицированный вариант технологический карты урока, формирующего универсальные учебные действия (на основе разработки ИСИО РАО).

Технологическая карта урока позволяет спроектировать педагогическое взаимодействие на уроке, деятельность учащегося (в том числе, его работу с текстом), формируемые способы деятельности (УУД). Вариант технологической карты, разработанной автором проекта, получил положительный отзыв специалистов ИСИО РАО.

  • Сборник технологических карт «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках модуля «Основы православной культуры». В сборнике представлены, технологические карты уроков, разработанные на основе дидактической модели автора проекта [Дидактическая модель 2].

Результаты-эффекты:

  • Повышение компетентности педагогов, организующих работу учащихся с текстовой информацией

На занятиях в педагогической мастерской (автор проекта – один из ее руководителей) педагоги, ведущие модуль ОПК в школах г. Челябинска, знакомятся с приемами работы с текстом, изучают методику преподавания нового учебного предмета. В 2012-2014 гг. в работе мастерской приняли участие более 40 педагогов (половина из них – постоянные участники).

  •  Повышение у учащихся уровня сформированности конкретных универсальных учебных действий, развитие навыков работы с текстами различных стилей и жанров.
  • Повышение мотивации школьников к чтению православных текстов (литературы)Данные получены в результате опроса, проведенного в мае 2015 года, среди учащихся 4-х классов МАОУ СОШ №73. В опросе приняло участие 57 школьников, изучающих модуль ОПК.- На вопрос «Что вам особенно нравится на уроках модуля «Основы православной культуры»?» 41 учащийся (72% опрошенных) выбрало вариант ответа: «читать тексты из рабочей тетради и участвовать в их обсуждении».

    — На вопрос «К чему вас побуждают уроки модуля ОПК?» 11 учащихся (19,3% опрошенных) ответило –  «читать Евангелие и другие произведения православной культуры».

    Полученные результаты свидетельствуют о появлении мотивации школьников к чтению религиозной литературы (до начала обучения лишь небольшая часть школьников знала, например, о существовании Евангелия, но не читала его).

    Повышению мотивации к чтению в немалой степени способствует, на наш взгляд, содержание читаемых на уроках текстов. Наличие в текстах таких понятий, концептов (определяющих содержание текста), которые можно назвать «первосмыслами бытия», позволяет учащимся открывать новые смыслы в «знакомых вещах», постоянно возвращаться к изучению этих понятий, проявлять желание обсуждать  «вечные проблемы», с которыми эти понятия связаны, получать личный результат познания

9. Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

Автор предполагает:

  • разработать новые методические рекомендации для учителей;
  • разработать программу курса внеурочной деятельности, основная задача которого развитие читательской компетентности (на материале религиозных православных текстов) с учетом возрастных особенностей и особенностей развития обучающихся.

10. Литература

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
  3. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  4. Денисов А.М. Основы православной культуры: первые уроки в школе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов/С.Б. Владова, А.М. Денисов, Н.П. Шитякова; под общ. ред. Н.П. Шитяковой.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012 – 195 с. _ Ч.1.- Сер. Педагогическая мастерская.
  5. Денисов А.М. Проблемы преподавания ОПК в школе: о культуре православного мышления//«Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Одиннадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура»./сост. И.Н. Морозова; Челяб.гос.акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2013. — 456 с. С. 351-354.
  6. Тайницкая В.В., Денисов А.М. Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс//Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия/Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с. С. 71-82.
  7. Денисов А.М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса [Текст]: Учебно-методическое пособие/А.М. Денисов, Н.П. Шитякова  [и др.]; под общ.ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск:  Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2013. — 171 с. – Сер. Педагогическая мастерская.
  8. Денисов А.М. «Основы православной культуры»: Рабочая тетрадь-хрестоматия [Текст]: учебное пособие/А.М. Денисов; под  ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: ООО «Элит-Печать», 2013. – 68 с. –  Сер. Педагогическая мастерская.
  9. Денисов А.М. О некоторых Заповедях Блаженств на уроках в общеобразовательной школе//Двенадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Кирилло-мефодиевская традиция: история и современности: материалы всероссийской научно-практической конференции/ сост. И.Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2014. – 350 с. С. 254-260.

    Проект реализован в 2015 году (автор проекта — победитель муниципального и областного этапа конкурса «Современные образовательные технологии)

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *