Н.П. Шитякова (ЧГПУ)
Реализация проекта «Деятельность. Компетентность. Уверенность» в рамках гранта «Православная инициатива»
Данная статья посвящена реализации проекта «Деятельность. Компетентность. Уверенность», осуществляемого в рамках гранта «Православная инициатива» в Челябинском государственном педагогическом университете.
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической теории и практики является проблема повышения квалификации учителей в сфере преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности. Исследования, проведенные нами в начале 2000-х гг., показали, что большинство студентов педагогических вузов и педагогов образовательных учреждений уверены в необходимости духовно-нравственного воспитания в школе, но только 30 % проявили твердое стремление заниматься этой деятельностью. Как выяснилось, главной причиной такого противоречивого отношения респондентов оказалось чувство ответственности за развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка, страх некорректного вмешательства в эту сферу личности. Общение с современными учителями свидетельствует о сохранении данной ситуации, которая обострилась еще и тем, что большинство современных педагогов получило атеистическое воспитание и в преподавании основ православной культуры видят только религиозное влияние, а не приобщение к истокам культуры своего народа.
Не менее важной причиной является профессиональная неподготовленность педагогов. В учительской среде наблюдаются разные проявления некомпетентности в сфере преподавания основ православной культуры: смещение целей нового предмета с воспитательных на учебные; незнание православных традиций; непонимание значения православных понятий, ценностей, заповедей; некорректное толкование сути светского характера образования; непонимание позиции учителя в преподавании основ религиозной культуры в светской школе; неумение оценить объем учебного материала, предлагаемого учащимся на один урок и др.
В педагогическом сообществе можно выделить несколько групп учителей, занимающихся преподаванием основ православной культуры в общеобразовательной школе: учителя, не владеющие знанием православных традиций; учителя, живущие в православной традиции, но не обладающие методической подготовкой; учителя, которые ожидают готовых рекомендаций, методических разработок; учителя, критически относящиеся к готовым разработкам уроков.
Сравнительный анализ используемых форм профессиональной подготовки, анализ современных тенденций в ее развитии позволил нам сделать вывод о необходимости реализации деятельностного подхода к этому процессу (исследовательская и проектная деятельность учителя, участие в работе педагогической мастерской, мастер-классах, педагогические пробы, стажировка и т.п.). Только действуя, учитель приобретает компетентность и уверенность в своих возможностях.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена:
1) потребностью современного общества в решении проблемы подготовки педагогических кадров, способных в условиях светского характера образования осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к православной традиции.
2) необходимостью реализации деятельностного подхода к этому процессу (исследовательская и проектная деятельность учителя, педагогические пробы, работа педагогических мастерских и мастер-классов, стажировка и т.п.);
3) необходимостью вариативного подхода к методическому сопровождению преподавания основ православной культуры в школе.
В связи с вышесказанным наш проект «Деятельность. Компетентность. Уверенность» был направлен на углубленную подготовку учителей и студентов педвуза по основам православной культуры, ее учебно-методическое обеспечение в виде пособий и последующее методическое сопровождение средствами педагогической мастерской и мастер-классов. Именно деятельностный подход к процессу подготовки может обеспечить компетентность и уверенность педагогов в преподавании нового предмета.
Для реализации проекта была создана рабочая группа, в состав которой вошли не только преподаватели педагогического университета, но и представители Челябинской епархии, педагоги общеобразовательных учреждений г. Челябинска.
Основными результатами реализации основных задач проекта стали:
- программа опережающего профессионального обучения будущих учителей «Преподавание основ православной культуры в общеобразовательной школе»;
- программа повышения квалификации учителей «Православная культура и духовно-нравственное развитие личности школьника»;
- включение спецкурса «Воспитательные аспекты преподавания основ православной культуры» в учебный план факультета подготовки учителей начальных классов;
- …
- магистерская диссертация С.Б. Владовой «Моделирование урока основ православной культуры»
- подготовка студентов университета и повышение квалификации учителей г. Челябинска по вопросам преподавания основ православной культуры в школе;
- деятельность педагогической мастерской «Культурологические и воспитательные аспекты преподавания основ православной культуры в школе» (3-я пятница месяца)
- выездное занятие-экскурсия в храмы г. Екатеринбурга и мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме;
- создание сайта педагогической мастерской;
- первый городской Пасхальный фестиваль учащихся, изучающих ОПК (более 200 школьников из 17 школ г. Челябинска).
Программа курсов повышения квалификации педагогов содержит: нормативно-правовую базу преподавания вопросов религиозной культуры в школе; основы православной культуры; психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности; современные образовательные технологии; опыт преподавания модуля «Основы православной культуры» в школах г. Челябинска.
Результаты опроса учителей по итогам проведения курсов повышения квалификации показали их удовлетворенность качеством подготовки к преподаванию основ православной культуры: 47,6 % респондентов отметили, что результаты оказались лучше, чем можно было предположить; у 47,6 % педагогов ожидания в целом оправдались; у 4,8 % – ожидания оправдались не в полной мере. Наиболее интересными и продуктивными формами методической работы по проблемам преподавания основ православной культуры педагоги считают мастер-классы – 73 человека (83,2 %), проведение педагогических мастерских – 61 человек (69,5%), традиционная конференция – 27 человек (30,78%), организация проектных центров – 16 человек (18,24%)…
…Информационное сопровождение проекта обеспечивает несколько сайтов. Создан сайт творческой группы при Челябинском государственном педагогическом университете, реализующей проект «Деятельность. Компетентность. Уверенность». Здесь размещаются статьи участников педагогической мастерской по вопросам преподавания основ православной культуры, информация о ее работе, учебно-методические материалы и т.п. На сайте Кирилло-Мефодиевского просветительского общества г. Челябинска размещены разработки уроков по основам православной культуры, информация о мероприятиях для преподавателей ОПК http://www.kirillmefody.ru/. Студенты, прошедшие курсы по подготовке к преподаванию ОПК в социальных сетях создали группу «Курсы по ОПК УНК» http://vk.com/club51106650. В этой группе они размещают информацию о курсах, видеоматериалы, ссылки на полезную информацию и т.п. Для будущих учителей существует страничка на сайте Челябинского государственного педагогического университета www.cspu.ru.
Педагогическая мастерская по проблемам преподавания основ православной культуры в школе работает каждую 3-ю пятницу месяца в здании Кирилло-Мефодиевского духовно-просветительского общества при Свято-Троицком храме. Цель педагогической мастерской — выявление особенностей урока по учебной дисциплине «Основы православной культуры», обобщение, разработка и внедрение в практику образования различных моделей урока и эффективных способов преподавания. Деятельность педагогической мастерской направлена на выявление особенностей урока по учебной дисциплине «Основы религиозной культуры и светской этики», обобщение, разработку и внедрение в практику образования различных моделей урока и эффективных способов преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики.
Она стала важнейшим элементом методического пространства, позволяющего педагогам повысить профессиональный уровень и уровень методического мастерства, определить своё место в педагогической практике. По существу это добровольное творческое объединение педагогов, заинтересованных в эффективном решении задач преподавания модуля «Основы православной культуры» в современной школе.
Принципами работы педагогической мастерской являются: безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской и диалог как главное условие взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Их реализация позволяет вызвать у участника мастерской положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия.
К нашему проекту проявлен интерес со стороны педагогического сообщества г. Челябинска. Учителя говорят о его востребованности и высказывают пожелания дальнейшего сотрудничества с Челябинским государственным педагогически университетом и Кирилло-Мефодиевским духовно-просветительским центром по проблемам преподавания основ православной культуры в школе.
Литература
- Денисов, А.М., Владова, С.Б., Шитякова, Н.П. Основы православной культуры: первые уроки в школе: учебно-методическое пособие /С.Б. Владова, А.М. Денисов, Н.П. Шитякова; под общ. ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 195 с. – Ч.1. – Сер. Педагогическая мастерская в соавторстве (9 п.л.)
- Денисов, А.М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса [Текст]: учебно-методическое пособие /А.М. Денисов, Н.П. Шитякова и др; под общ. ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 171 с. – Сер. Педагогическая мастерская
- Денисов, А.М. «Основы православной культуры»: Тетрадь — хрестоматия [Текст]: учебное пособие /А.М. Денисов; под ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: ООО «Элит-Печать», 2013. – 65 с. – Сер. Педагогическая мастерская