О.Н. Тавченкова, учитель начальных классов МАОУ СОШ №5, г. Челябинск
К проблеме воспитания совести наблюдался интерес на всем протяжении человеческой истории. Так или иначе, этого вопроса казались ученые, философы и церковные деятели, начиная еще с античных времен. И всегда вставал вопрос: как воспитать настоящего человека, каким образом научить его руководствоваться в своей жизни велением своей совести.
В ХХI веке государство поставило перед школой сложнейшую задачу: сформировать у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению. Эта цель введенного во всех школах с 1 сентября 2012 года курса «Основы религиозных культур и светской этики» прописана в ФГОС НОО. Одним из планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования этого курса является становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести [1, с. 14].
Таким образом, преподавание «Основ православной культуры», как одного из модуля введенного курса ОРКСЭ, должно способствовать возрождению в младшем школьнике нравственных идеалов, и в частности воспитанию совести.
Программа курса «Основы православной культуры» включает в себя отдельный урок по теме: «Совесть и раскаяние» (урок № 10 по учебнику А. Кураева). Но, безусловно, процесс формирования установки поступать по совести у школьников должен происходить не только на этом конкретном уроке. Проанализировав содержание учебного материала, можно увидеть возможности формирования этой установки на уроках по таким темам как:«Милосердие и сострадание», «Подвиг», «Зачем творить добро», «Отношение христианина к природе», «Христианская семья» и др. И значит, тема воспитания совести должна проходить красной нитью через все содержание данного курса.
Процесс обучения ребенка поступать согласно своей совести существенно отличается от процесса обучения, к примеру, грамоте или письму. Современные уроки в качестве приоритетной цели имеют учебную деятельность школьника. На уроках «Основы православной культуры», в отличие от других уроков, в центре внимания преподавателя должна стать организация внутреннего мира ребенка.
Перед преподавателем модуля «Основы православной культуры» встает сложнейшая задача: подобрать необходимые средства для формирования установки поступать согласно своей совести.
Одним из таких средств может служить притча. Притча, согласно словарю Д. Н. Ушакова, это рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение [9]. Притчу можно смело отнести к художественным средствам нравственного воспитания. Своей эмоциональностью и ненавязчивостью она служит, пожалуй, наилучшим средством для достижения поставленной нами цели. Буквально все в притче – форма, содержание, язык и герои – направлено на то, чтобы ценностное зерно, посеянное педагогом, прижилось в открытом сердце учащегося и дало свои плоды [2, с.90].
С понятием притчи четвероклассники знакомятся на уроке «Библия и Евангелие», который согласно примерному тематическому планированию идет пятым. Анализируя содержание учебного материала, мы видим, что в процессе обучения учащимся предлагается несколько христианских притч: притча о добром самарянине, притча о дикаре и царе, притча о Божием суде. И в процессе ознакомления детей с этими притчами педагог несомненно может и должен коснуться вопроса совести. Так, при изучении притчи о добром самарянине, учитель не может не обратиться к ученикам с вопросом: а что не позволило самарянину проехать мимо раненного человека? В притче о дикаре и царе может возникнуть вопрос: почему дикарь спас тонущего в реке царя? Изучая притчу о Божием суде, можно задать вопрос: какой верный друг может помочь каждому человеку не оказаться на стороне козлищ? Безусловно, предложенные вопросы являются лишь примерными, и только от мастерства учителя будет зависеть, сможет ли он вывести детей на тему о совести. Предложенные в учебнике притчи – лишь малая крупица того богатства, которое нам оставила христианская литература. Педагогу, постоянно занимающемуся самообразованием в области духовно-нравственного развития, не составит большого труда подобрать необходимую притчу и помочь детям проанализировать ее с точки зрения совести.
К другому художественному средству нравственного воспитания личности можно отнести легенды. В толковом словаре Д.Н. Ушакова дается следующее определение: легенда – это поэтическое предание о каком-либо событии [9]. Свои истоки легенды берут не в народной, языческой, а в христианской религии. Именно поэтому на уроках «Основы православной культуры» для формирования установки поступать по совести уместно использование этого художественного средства. Посмотрим, какие легенды предлагают нам авторы учебника «Основы православной культуры». При изучении темы «Милосердие и сострадание» ученики знакомятся со святой Ульяной Муромской, при изучении темы «Подвиг» – с епископом Акакием. В теме «Заповеди блаженств» предлагается легенда о Телемахе, в теме «Зачем творить добро» – легенда об апостоле Петре, пришедшем в мир и т.д.
Нравственные понятия, и в частности понятие совести, ярко представленные в образах этих героев, как простых людей, так и святых, закрепляются в реальной жизни ребенка и его взаимоотношениях с близкими людьми. Постепенно эти понятия превращаются в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Церковное предание оставило нам огромное количество легенд и, как и в случае с притчами, учитель не должен ограничиваться материалом, предложенным в учебнике.
Для достижения указанной нами цели модель урока ОПК должна обязательно включать эмоциональный компонент. Ведь только вследствие личного эмоционального переживания через встречу со всем, что несет в себе свет красоты, оптимизма и радости возможно принятие духовно-нравственных ценностей [3, с. 96]. В.А. Сухомлинский писал: «Красота – средство воспитания чуткой совести». Если научить ребенка видеть красоту природы, он будет способен увидеть красоту музыки, слова, живописи и, как высший идеал, красоту человека, его труда, поступков и жизни [7].
И в этом отношении, предложенные бакалавром богословия Л.В. Суровой, сократическая беседа и слайд-фильм являются замечательными средствами для формирования у четвероклассников установки поступать по совести.
Слайд-фильм на уроке ОПК должен не просто оживлять атмосферу и являться иллюстрацией к объясняемому материалу. Урок со слайд-фильмом – это, прежде всего, урок сократический, то есть в основе его должна лежать сократическая беседа, названная так в честь классического греческого философа Сократа [5, с. 85]. В ходе такой беседы с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов. В основе метода лежит диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых ученика подводят к определенному знанию.
Сократический урок подразумевает активность ученика, учитель на таком уроке выступает в роли невидимого руководителя. Невидимого, потому что он сам как бы является учеником на своем уроке. И, глядя на экран и получая определенные впечатления, не сообщает их детям, а дополняет и уточняет их. На таких уроках учитель постоянно побуждает учеников к поиску. Он как «старший ученик» первым задает вопрос, а дети своими вопросами уточняют вопрос учителя и совместными усилиями приходят к истине. Следует отметить, что такая форма урока требует от учителя огромной подготовки, начиная с технической стороны, составления слайд-фильма, и кончая умственной стороной, составлением лестницы вопросов.
Сама по себе сократическая беседа, без использования слайд-фильма, с успехом может использоваться и при работе с вышеописанными притчами и легендами. Главное, чтобы тот первоначальный опыт и мотивы совестливого поведения, которые ребенок приобретет в ходе такой беседы, укоренились в его уме и сердце. Ведь то, что открывается человеком самостоятельно, надолго остается в его душе.
Дополнительными элементами эмоционального компонента уроков по формированию установки поступать по совести могут являться также музыкальные композиции и видеофрагменты. Музыкальные и зрительные образы являются одними из самых действенных средств нравственного воспитания, и в частности воспитания совести. Они способны пробудить в ученике чувства, настроения, душевные состояния другого человека.
Одним из примеров сочетания перечисленных средств эмоционального компонента урока: слайд-фильмов, музыкальных композиций, видеофрагментов могут являться презентации к урокам «Основы православной культуры» С.М. Рябчук, представленные на сайте Светочъ.
Все вышеперечисленные средства являются далеко не единственными, которые учитель может использовать на уроках «Основы православной культуры для формирования у младших школьников установки поступать по совести. Не следует также забывать, что использование педагогом даже самых эффективных средств и приемов еще не гарантирует достижения поставленной цели. Без своего личного примера, без постоянного самообразования в области духовно-нравственного развития педагог не сможет научить учеников иметь совесть своим главным советчиком в любой жизненной ситуации.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Гагиева, Д.Б. Евангельская притча как средство формирования нравственных ценностей [Текст] / Д.Б. Гагиева //Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки, – 2013. – № 2. – С.87-91.
- Денисов, А.М. «Основы православной культуры» в школе: проектирование педагогического процесса [Текст]: учебно-методическое пособие / А.М. Денисов, Н.П. Шитякова [и др.]; под общ. ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 171 с. – Сер. Педагогическая мастерская.
- Кураев, А.В. Основы Православной Культуры. Основы религиозных культур и светской этики 4–5 классы [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
- Сурова, Л.В. Искание высот [Текст]. Сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. – 158 с.
- Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст] / Сост. О.В. Сухомлинская – М.: Педагогика 1990. – 288 с. – (Б-ка учителя)
- Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]– М: Политическая литература, 1982 — с.270 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/index.shtml
- Тавченкова, О.Н. К вопросу о сформированности понятия «совесть» у учащихся четвертых классов [Текст] / О.Н. Тавченкова // Православное наследие в культуре России: история, актуальность диалога: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Одиннадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура» /сост. И.Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. – Челябинск, 2013. – С. 375 — 379.
- Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru/