А.М. Денисов, методист МАОУ СОШ №73
Методика преподавания модуля «Основы православной культуры» (ОПК), который уже два года ведется в российских общеобразовательных школах, еще не разработана. В Челябинске усилиями педагогического университета и Кирилло-Мефодиевского просветительского общества создана педагогическая мастерская, где учителя города и области рассматривают отдельные вопросы методики преподавания этой новой дисциплины.
Один из самых сложных методических вопросов: как проводить с учащимися 4 (5) класса изучение темы «Заповеди Блаженств»?
Известно, что девятью Заповедями Блаженств начинается Нагорная проповедь. Считается, что эти заповеди являются своего рода манифестацией христианских нравственных ценностей. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечает: «По тому, как человек относится к этим заповедям, можно безошибочно судить о его духовном состоянии. Если они вызывают неприятие, отторжение и ненависть, если между внутренним миром человека и этими заповедями не находится ничего общего, созвучного, то это является показателем тяжкого духовного недуга. Но если возникает интерес к этим странным, тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл, то это свидетельствует о внутренней готовности к слышанию и пониманию Слова Божия» [1].
Понятно, что в общеобразовательной светской школе мы не можем ставить задачу определенным образом формировать отношение детей к этим заповедям, тем более «пропагандировать» эти заповеди, «навязывать» школьникам, заключенные в них духовные ценности. Что делать?
В своей книге [2] мы, описывая основные моменты проектирования уроков ОПК, предлагали определять (для каждого урока) набор «фундаментальных образовательных объектов», предназначенных для изучения. Применим данный подход к нашей теме.
Поскольку заповеди изложены в Евангелии и речь в них идет о том, что должен знать человек и каким быть, то в качестве фундаментальных объектов выступают «Евангелие» и «человек — православный христианин». Соответственно, с учетом нашей темы, можно определить возможные цели урока. Учащиеся должны:
- описывать/объяснять поведение православного человека;
- объяснять проявление чувств и эмоций православного человека в различных ситуациях;
- объяснять смысл некоторых высказываний из евангельских текстов.
Какими способами (методами) добиться этих результатов на уроке? Поделимся некоторыми нашими идеями, которые можно реализовать на учебном занятии.
На первом этапе необходимо задание, актуализирующее субъектный опыт учащихся. Помните эпизод знаменитого советского фильма «Доживем до понедельника»? Школьник пишет в сочинении одну фразу: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают». Покажите этот фрагмент своим ученикам. Если нет такой возможности, опишите этот фрагмент словами. Теперь попросите учащихся закончить фразу: «Счастье для меня – это…». Прозвучат типичные ответы, так или иначе характеризующие ценности ребят: «семья», «родные», «когда меня не ругают», «…если я не получаю тройку», «когда все хорошо»…
А что такое счастье для православного христианина? Что говорит об этом сам Христос?
Приведем интересующий нас текст, в котором излагаются Его заповеди:
«Евангелие от Матфея. Глава 5.
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…».
Естественно, объяснить смысл этих заповедей ученик не может. Да и просто многие слова для современного ребенка (и взрослого) здесь непонятны.
Какое слово чаще всего встречается в этом тексте? Найдите его современное значение по словарю (толковый словарь для школьника есть в нашей рабочей тетради) [3, с.57-60].
«Блаженный – счастливый». Блаженны – счастливы. Прочитайте текст, заменив слово «блаженны» на «счастливы».
И все-таки, о чем говорит Христос? Сам Христос обычно разъяснял непонятные места примерами-притчами. Поступим подобным же образом. Рассмотрим несколько примеров, используя отрывки уже известных учащимся текстов…
Отметим, что тексты, с которыми работают наши ученики, размещены в рабочей тетради-хрестоматии, подготовленной нами в педагогической мастерской. Пособие издано при финансовой поддержке гранта «Православная инициатива» [3].
Прочитаем отрывок из рассказа Василия Никифорова-Волгина «Великий пост»: «Все опустились на колени, и лица молящихся, как у предстоящих перед Господом на картине «Страшный суд». И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы» [3, с. 6-7].
О чем эти слезы? Почему плачет купец Бабкин? О чем плачет?..
Читаем еще один отрывок, теперь из романа Ивана Шмелева «Лето Господне» («Говение»):
«Он [Горкин] ведет меня за руку и шепчет — «иди, голубок, покайся». А я ничего не вижу, глаза застлало. Он вытирает мне глаза пальцем, и я вижу за ширмами аналой и о. Виктора. Он манит меня и шепчет: «ну, милый, откройся перед Крестом и Евангелием, как перед Господом, в чем согрешал… не убойся, не утаи…» Я плачу, не знаю, что говорить. Он наклоняется и шепчет: «ну, папашеньку-мамашеньку не слушался…» А я только про лапку помню.
— Ну, что еще… не слушался… надо слушаться… Что, какую лапку?.. Я едва вышептываю сквозь слезы:
— Гусиная лапка… гу… синую лапку… позавидовал…» [3, с.32].
О чем эти слезы мальчика – героя романа?
Учащиеся безошибочно определяют причину слез героев в обоих приведенных нами случаях: они [мальчик и купец Бабкин] плачут о своих грехах. Один о том, что «побоями вогнал жену в гроб» и жаден, другой – о том, что позавидовал.
Задание. Определите, какая из заповедей Христа наиболее точно иллюстрирует обе ситуации? Объясните смысл этой заповеди.
Вот теперь школьники могут не только безошибочно определить, что это заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», но и объяснить в чем именно православные христиане находят утешение. В этом им, безусловно, помогают все наши предыдущие рассуждения о понятиях «грех» и «молитва» в жизни православного человека, осмысление текстов на предыдущих уроках.
Подобный методический прием используем и для пояснения заповеди «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Читаем отрывок из «Великого поста» В. Никифорова-Волгина:
«Батюшка читает: «Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою»…
Эти слова заставляют меня задуматься. Я начинаю думать о своих грехах. На масленице стянул у отца из кармана гривенник и купил себе пряников; недавно запустил комом снега в спину извозчика; приятеля своего Гришку обозвал «рыжим бесом», хотя он совсем не рыжий; тетку Федосью прозвал «грызлой»; утаил от матери «сдачу», когда покупал керосин в лавке, и при встрече с батюшкой не снял шапку.
Я становлюсь на колени и с сокрушением повторяю за хором: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя…» [3, с.14].
Что осознал мальчик? Что он сделал после этого?..
Естественный ответ школьников: мальчик осознал, вспомнил свои грехи и обратился за помощью к Богу…
Отвлекусь немного на следующее рассуждение. Один из непростых для учителя моментов – уметь разъяснить при необходимости (а такая необходимость нередко возникает на уроках, ибо ученики задают немало вопросов) некоторые положения и смыслы православного учения. Мы ведь не получали богословского образования, и всякий раз нам нужна своего рода «шпаргалка», краткая информация («про запас») о предмете разговора.
Потому и приведем здесь информацию, которая, на наш взгляд, способствует пониманию разбираемого здесь вопроса (о первой заповеди блаженств и, в частности, о понимании термина «нищета духовная»).
Святитель Иоанн Кронштадский пишет: «Нищий есть тот, кто ничего своего не имеет, кто всего ожидает только от милосердия других: хлеба, крова, денег, одежды…
Нищий духом признает себя духовным бедняком, всего ожидает от милосердия Божия: он убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст ему ни мысли благой, ни желания доброго; он считает себя грешнее всех, всегда себя укоряет и никого не осуждает…».
Таким образом, первая заповедь блаженства призывает человека понять свою духовную болезнь и обратиться к Богу за помощью.
И еще:
«Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и глубины своего падения» (Исаак Сириянин).
“Я полагаю, что нищета духовная есть смирение” (Григорий Нисский).
Противоположно смирению – гордыня. Вспомните притчу о фарисее и мытаре. Эту притчу тоже можно использовать на данном уроке как еще одну «иллюстрацию» первой заповеди. Текст размещен в нашей рабочей тетради:
Отрывок из Евангелия от Луки. Глава 18.
[Христос рассказывает ученикам…]
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, или как этот мытарь:
Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» [3, с.30].
Уместно в данном случае сопоставить героев двух произведений («Великий пост» и Евангелия от Луки): что общего между поведением мальчика – героя рассказа «Великий пост» и мытаря?
Общее, собственно, и есть – смирение.
«У верующего человека сознание своего убожества и греховности непременно выражается в покаянном настроении — в осуждении своего прошлого и в намерении исправиться. Искреннее покаяние, которое нередко сопровождается слезами, обладает великой благодатной силой» [4].
«Когда с совести смыты грехи, тогда у человека водворяется внутренняя гармония — полный порядок в его мыслях, чувствах и желаниях. Прежняя раздраженность и озлобленность заменяется чувством умиротворенности и тихой радости. Человеку с таким настроением уже не хочется ни с кем ссориться. Он даже предпочитает потерпеть урон в каком-либо житейском деле, чем утратить свой душевный мир. Так, покаяние возводит христианина на третью ступень добродетели — кротость: «Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю» [4].
Интересно размышление о кротости как противоположности гневу у Ионна Лествичника в его знаменитой «Лествице»: « Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров» (Слово восьмое. О безгневии и кротости).
Вообще, первые три заповеди блаженства, призывающие человека к смиренному обращению к Богу, покаянию и кротости, закладывают фундамент, на котором воздвигается дом христианской добродетели. Может поэтому так важно коснуться этих заповедей на уроке и в общеобразовательной школе.
Возвращаемся к основным идеям урока. Вопрос (к ученикам): почему же православные христиане считают, чтобы быть счастливым надо помнить о своих грехах, просить Бога о помощи? Чтобы быть счастливым, надо плакать…
Обоснуйте свое мнение, используя цитаты из евангельского текста.
Естественно, учащиеся приводят и сам текст заповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», и слова: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…». И выражают мнение, что в награду православные получают Царство Небесное (наши ученики не раз говорили о нем на уроках ОПК).
Таким образом, заповеди Блаженств – путь в рай. А раз так, есть повод познакомиться с этими заповедями (и духовными ценностями в них заложенными) поближе, но уже самостоятельно (или с родителями). А на уроке, заметим, кстати, мы достигаем поставленных нами целей (смотрите начало нашей статьи).
На заключительном этапе урока необходимо, на наш взгляд, сделать вывод, основанный на сравнении зафиксированных нами представлений учащихся о счастье (в начале учебного занятия) и представлений православных христиан о счастье. О чем должен быть этот вывод? Для православного человека, конечно, очень важны такие ценности, как семья, близкие, материальные блага, в конце концов, но гораздо выше ценности духовные. Исходя из этих ценностей, он строит свои «модели поведения», а мы объясняем его поведение, проявление чувств и эмоций.
Понятно, что здесь мы изложили лишь некоторые идеи, которые можно реализовать на уроке. Сам урок необходимо тщательно продумать с точки зрения постановки учебных заданий, последовательности и точности вопросов, использования различных средств. Возникает ряд вопросов учителя к самому себе: стоит ли разбирать все девять заповедей, или ограничиться двумя-тремя? Какие примеры привести для проявления смысла заповедей, какие источники использовать? Какие иные методические приемы применить на уроке, если это целесообразно?
Следует искать ответы на эти и другие вопросы. В любом случае, труды учителя не пропадут даром, и с Божьей помощью получится затронуть сердца учеников наших, пробудить в них готовность «к слышанию и пониманию Слова Божия».
Литература.
- Слово пастыря. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл о заповедях Блаженства.
- Денисов А.М. «Основы православной культуры « в школе: проектирование педагогического процесса [Текст]: Учебно-методическое пособие/А.М. Денисов, Н.П. Шитякова [и др.]; под общ.ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2013. — 171 с. – Сер. Педагогическая мастерская.
- Денисов А.М. «Основы православной культуры»: Рабочая тетрадь-хрестоматия [Текст]: учебное пособие/А.М. Денисов; под ред. Н.П. Шитяковой. – Челябинск: ООО «Элит-Печать», 2013.- 68 с. – Сер. Педагогическая мастерская.
- Нагорная проповедь. Епископ Александр (Милеант). – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/13/nagornaya_propoved-all.shtml.
к разделу Наши статьи
Оставить комментарий