О. Н. Тавченкова
К ВОПРОСУ О СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «СОВЕСТЬ» У УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ
За последние десятилетия в России произошли как позитивные, так и негативные перемены, которые повлекли за собой кардинальные изменения ценностных ориентиров и жизненных приоритетов подрастающего поколения. По этой причине на уровне федеральной власти была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества [1]. В соответствии с этой Концепцией с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Целью этого курса является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В ФГОС НОО предложено 7 предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образованияданного учебного предмета. И одним из них является становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести [2].
Целью данной статьи является исследование феномена совести в психолого-педагогической и святоотеческой литературе, а также анализ результатов изучения уровня сформированности установки поступать по совести у современных четвероклассников.
В истории науки феномен совести описан неоднократно. Большое разнообразие трактовок этого понятия обусловлено его феноменальной сложностью. Уже в античном афоризме совесть представлена как «основа, зритель и судья добродетели». По мнению отечественного педагога В.А. Сухомлинского, совесть – это переживание и осознание ответственности за свое поведение перед людьми и перед самим собой. Протоиерей Евгений Шестун называет совесть проявлением естественного нравственного закона [3]. Знаменитый психолог, богослов и логик В.А. Снегирев в своей книге лекций под названием «Психология» очень подробно анализирует процесс формирования совести. По мнению В.А. Снегирева, совесть – это сложный нравственный мотив, сопровождающийся особой группой нравственных чувствований, таких как одобрение или осуждение каждого поступка. Так называемые «укоры совести», которые проявляются после совершения дурного поступка и есть показатель того, что совесть, этот живой и могущественный источник справедливости, еще живет в душе человека.
Но беда нашего современного общества в том, что совестливый человек высмеивается. Внутренний разлад в душе, возникающий после совершения дурного поступка, человек сознательно старается задушить в себе. В результате этого душа становится холодной и черствой. Страшнее всего то, что эту культуру поведения и образ мыслей перенимают наши дети [4]. А замечательный русский философ И.А. Ильин говорил, что бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле [5]. И задача современных педагогов, в частности учителей, преподающих модуль «Основы православной культуры», изменить ситуацию и постараться в рамках предложенного курса дать детям не только теоретическое знание о понятии «совесть», но и научить их жить по совести.
Далее рассмотрим, насколько современные четвероклассники понимают, что такое совесть и насколько у них сформирована установка поступать по совести.
Согласно учению Д.Н. Узнадзе, установка — это готовность личности к определенной деятельности, активности. В свою очередь понятие готовности к какому-либо действию подразумевает вооруженность субъекта необходимыми знаниями и умениями для успешного выполнения действия, а также согласие на совершение этого действия [6]. Следовательно, под готовностью младшего школьника поступать по совести можно понимать наличие у него
1) знаний о действиях, которые совершает человек, прислушивающийся к голосу своей совести;
2) первоначального опыта и
3) мотивов поведения.
В исследовании принимала участие группа четвероклассников МАОУ СОШ № 5 в составе 21 человека, изучающих модуль «Основы православной культуры». Нами было использовано несколько методик. В частности, для определения сформированности понятия «совесть» мы применили методику «Пословица». Детям было предложено несколько пословиц и высказываний известных людей о совести и предлагалось оценить степень согласия с содержанием этих высказываний.
Предложенные пословицы и высказывания:
- Самое главное украшение – чистая совесть;
- Лучше краска на лице, чем пятно на сердце;
- Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека;
- Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы (Сенека Младший);
- Без совести и при большом уме не проживешь (М. Горький);
- Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой (А.П. Чехов).
Рис. 1 Степень согласия четвероклассников с необходимостью совести для человека
Результаты исследования показали, что более половины опрошенных (56%) совершенно согласны с предложенными высказываниями, треть (32%) – в общем согласны, и лишь 10% опрошенных – не согласны с предложенными утверждениями. Полученные данные говорят о том, что большинство учащихся понимают и принимают это понятие. Но насколько они готовы поступать по совести, мы не можем сказать. Поэтому для изучения готовности четвероклассников поступать по совести, были использованы две другие методики.
Святой VII века Авва Дорофей выделил несколько разновидностей совести, среди которых совесть по отношению к другим, совесть по отношению к себе и совесть по отношению ко времени. Согласно этой классификации учащимся было предложено несколько утверждений и предлагалось по каждому из них оценить себя по следующей шкале:
совершенно не про меня;
не про меня;
может похоже, а может – нет;
в общем, похоже на меня;
очень похоже на меня.
Среди них совесть по отношению к другим характеризовало следующее утверждение: мне становится не по себе, когда я обману кого-нибудь. Совесть по отношению к себе характеризовало утверждение: я постоянно ищу оправдания своим нехорошим поступкам. И совесть по отношению ко времени характеризовало утверждение: мне жалко времени, потраченного только на развлечения.
Рис. 2 Оценка младших школьников своего поведения
На рисунке видно, что количество детей, готовых поступать по совести значительно ниже количества детей, которые понимают и принимают это понятие. Сравнивая первые две гистограммы, мы видим, что дети поступают по совести по отношению к ближнему заметно реже. Третья гистограмма показывает, что почти у половины детей совсем отсутствует совесть по отношению ко времени.
При использовании методики незаконченного рассказа детям предлагалось изучить две ситуации и предложить выход из них.
Ситуация первая.
Света покупает в магазине хлеб, и продавец по ошибке дает ей со сдачей лишние пять рублей. Тогда Света… (что сделала Света?)
Ситуация вторая.
Игорь весь диктант списал у своей соседки по парте Тани. Тане учительница поставила «3», а Игорю «5», потому что не заметила у Игоря трех грубых ошибок, которые увидела в тетради Тани. Тогда Игорь… (что сделает Игорь?)
Анализ полученных данных позволяет сказать, что большая часть детей все-таки поступила бы согласно своей совести в ситуации, касающейся денег. Однако вторая ситуация показывает, что из желания получить хорошую отметку почти треть детей готовы поступиться своей совестью. Полученные результаты связаны с возрастной особенностью четвероклассников, а именно с ситуативностью поведения.
Рис. 3 Ситуативность поведения четвероклассников
Полученные результаты отчасти стали показателем сформированности у четвероклассников понятия «совесть» и установки поступать согласно своей совести. Они оказались неоднозначными: несмотря на то, что у большей части опрошенных понятие «совесть» сформировано, но поступать согласно своей совести в зависимости от ситуации готовы от 50 до 80 %. Дети поступают по совести по отношению к себе почти в два раза чаще, чем по отношению к ближнему. Следовательно, учителю нужно на конкретных жизненных ситуациях формировать установку детей поступать согласно своей совести.
Проведенная диагностика является лишь началом научного исследования. В будущем, после окончания изучения детьми данного курса планируется провести повторное исследование с целью проследить динамику полученных результатов.
Литература:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. Изд. 2, испр. и доп. / Шестун Евгений, протоиерей. – М.: Про-Пресс, 2001. – 560 с.
- Нравственные основы семейной жизни: Хрестоматия для учителя 10 класс; [авт.-сост. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина)]. – Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской епархии, 2010. – 304 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т.1. – Москва: Русская книга, 1993. – 400 с.
- Современный психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Москва.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.
Оставить комментарий